История Мюзик-Холла

1900 - 1917: От Народного дома до Мюзик-Холла

В 1880-е годы в Петербурге началось строительство Народных домов – культурно-зрелищных, просветительских клубов для средней интеллигенции, мелких чиновников, студентов, солдат, рабочих. К началу XX века в городе функционировало около двадцати Народных домов.

Крупнейший Народный дом был построен в 1900–1912 годах на Кронверкском проспекте в Александровском парке на Петроградской стороне. 12 декабря 1900 года произошло торжественное освящение здания Народного дома, названного «Заведением для народных развлечений императора Николая II». В 1932 году этот театр сгорел, и на его месте было построено другое здание. Сейчас в нем располагаются театр «Балтийский дом», Планетарий и часть Мюзик-Холла (помещение касс, вестибюль).

В 1912 году комплекс Народного дома пополнился вновь построенным «корпусом», получившим название «Зрительный зал и народная аудитория имени его высочества принца А.П.Ольденбургского». Зал замышлялся и функционировал как Оперный зал Народного дома.

Оперный зал вмещал 2800 мест, в том числе – амфитеатр на 728 мест, 76 лож и три яруса. Новый Оперный зал стал одним из самых грандиозных театров мира. Он открылся 4 января 1912 года оперой М.И.Глинки «Жизнь за царя».
В едином Народном доме Николая II существовали три труппы – драматическая (выступавшая в первом театре), оперная и балетная, игравшие в новом Оперном зале. Театральной частью заведовал режиссер-постановщик исторических пьес и феерий А.Я.Алексеев. Сменивший его в 1909 году режиссер С.М.Ратов обновил репертуар, добавив в него серьезные современные пьесы.

 

С 1910 по 1915 год директором оперных спектаклей являлся солист Мариинского театра знаменитый тенор Николай Фигнер, к тому времени покинувший Мариинку и приступивший к организации нового театра. В качестве режиссера Фигнер привлек в созданную им оперную труппу воспитанника Московского Художественного театра А.А.Санина. Фигнер и Санин стремились создать в Народном доме режиссерский оперный театр. В 1915 году Фигнер покинул оперную труппу Народного дома.

Наряду с певцами Народного дома Николая II, на сцену Оперного зала выходили и приглашенные «звезды» – Л.В.Собинов, М.Н.Кузнецова-Бенуа, М.Баттистини и др. Целой эпохой для Народного дома стало сотрудничество с Ф.И.Шаляпиным, который выступал на здешних подмостках не только как солист, но и как режиссер.

После заключения Шаляпиным договора с антрепренером А.Р.Аксариным, с 1913 по 1917 год зал Народного дома стал «официальной сценой» Шаляпина. В Народном доме Шаляпин спел партию короля Филиппа II в опере «Дон Карлос» Д.Верди, Дон-Кихота в одноименной опере Ж.Массне, написавшего свой шедевр специально для Шаляпина. Здесь же впервые Фёдор Иванович исполнил партию Ерёмки в опере А.Н.Серова «Вражья сила».

 

1917 - 1948: Открытие первого Ленинградского Мюзик-Холла

После Февральской революции 1917 года Народный дом перешел в ведение городской думы. В то время его залы стали местом проведения массовых митингов. В Оперном зале проходил 1-й Всероссийский съезд крестьянских депутатов, на котором 22 мая 1917 года с речью по аграрному вопросу выступал В.И.Ленин. (В связи с этим здание Мюзик-Холла на основании Постановления Совета Министров РСФСР №1327 от 30.08.1960 г. стало Памятником истории и культуры федерального значения.) В 1919 году Петроградскому Народному дому было присвоено имя Карла Либкнехта и Розы Люксембург. Через год здание перешло в ведение Народного комиссариата просвещения.

В послереволюционные 1920–30-е годы в Государственном Народном доме работали различные театры: оперный, театр марионеток, детский музыкальный театр. Здесь показывались и эстрадные представления.
5 мая 1928 года на сцене Народного дома состоялось дебютное выступление Клавдии Шульженко. Его успех превзошел все ожидания. (Чуть позже, после официального открытия Ленинградского Мюзик-Холла, Шульженко стала его штатной артисткой.)

5 декабря 1928 года в Оперном зале Народного дома премьерой «Чудеса XX века, или Последний перевозчик» (режиссер – Давид Гутман открылся Ленинградский Мюзик- Холл).

Первый Ленинградский Мюзик-Холл, созданный в 1928 году обрел широкую популярность благодаря сотрудничеству И.О.Дунаевского и «Теа-джаза» Л.Утесова. С 1929 года Дунаевский стал музыкальным руководителем и главным дирижером Мюзик- Холла. Коллективом было подготовлено несколько эстрадно–песенных программ, в которых выступали певцы–солисты Л.Утесов и К.Шульженко.
Большим успехом у публики пользовались веселые спектакли «Условно убитый» (пьеса В.Воеводина и Е.Рысса, музыка Д.Шостаковича, режиссер Н.Петров, дирижер И.Дунаевский), «Одиссея» (пьеса Н.Эрдмана и В.Масса, режиссер Н.Смолин, музыка И.Дунаевского), представление «Джаз на повороте» (музыка И.Дунаевского), джаз-комедия «Музыкальный магазин» (сценарий Н.Эрдмана и В.Масса, аранжировка И.Дунаевского), эстрадно-цирковой спектакль «Небесные ласточки» и другие. В 1937 году Ленинградский Мюзик-Холл был закрыт как носитель буржуазного искусства.
С 1924 г. по 1938 г. помещение бывшего Оперного зала Народного дома занимал Ленинградский театр музыкальной комедии. В 1938 году Театр музкомедии получил помещение на улице Ракова (ныне Итальянской улице). В Народном доме также работал кинотеатр «Великан», который открыли в Оперном зале Госнардома по инициативе театрального управления Наркомпроса в 1924 году.

 В 1938 году в соответствии с приказом Комитета по делам искусств при СНК СССР за № 412 в помещении бывшего Оперного зала Народного дома разместился Филиал Театра оперы и балета имени С.М.Кирова. Филиал работал не особенно удачно. Кировский театр так и не сумел активно эксплуатировать эту площадку. Здание Филиала Государственного академического театра оперы и балета имени С.М.Кирова было передано Управлению Кинофикации на основании решения Исполкома Ленгорсовета от 11.10.1948 № 49, - в ведение кинотеатра «Великан».


1966 - 1990: «Второе рождение» «Мюзик–Холла»

В 1966 году в Ленинграде открылся второй по счету Ленинградский Мюзик-Холл. Он функционировал под художественным руководством Ильи Яковлевича Рахлина. С 1966 до 1988 года Мюзик-Холл действовал во Дворце культуры им. Ленсовета, на сцене которого проходили все премьеры театра.

 В 1967 году Ленинградский государственный театр Мюзик-Холл показал публике свой первый спектакль – ревю «Нет тебя прекрасней» в постановке Ильи Рахлина. Со дня своего первого спектакля и на долгие годы Мюзик–Холл играл значимую роль в культурной жизни страны. Оркестр возглавил дирижер Станислав Горковенко, хореографическую группу – хореограф Илья Гафт и балетмейстер Игорь Бельский. Музыку для спектаклей писали композиторы как М.Кажлаев, А.Журбин, С.Пожлаков, Д.Тухманов. Вскоре после открытия Мюзик-Холла при театре была создана студия, выпустившая не одно поколение эстрадных исполнителей. Достаточно вспомнить, что из труппы и студии Мюзик–Холла вышли Сергей Захаров и Филипп Киркоров, Татьяна Буланова и Марина Капуро. С коллективом театра в разные годы выступали Муслим Магомаев, Эдита Пьеха, Иосиф Кобзон, Бен Бенцианов, Альберт Асадуллин, Вячеслав Полунин, Сергей Рогожин, Юрий Гальцев, Геннадий Ветров, бит-квартет «Секрет» и другие известные исполнители.

В период с 1967 года было создано свыше 30 программ – «Нет тебя прекрасней», «Вологодские кружевницы», «Миллион новобрачных», «От всего сердца», «Балтийский ветер», «Всегда со мной», «Новоселье» и другие. Во всех этих спектаклях Илья Яковлевич Рахлин выступал в качестве автора идеи, сценариста, режиссера–постановщика.

Журналисты писали, что каждая постановка И.Я.Рахлина – это всегда оригинальное сценическое произведение, единый и ни на что не похожий сплав искусств, созданный с высоким профессионализмом, блестящим образным решением в сочетании с великолепными костюмами, декорациями и световыми эффектами. И.Я.Рахлин называл Мюзик-Холл театром всех жанров, которые объединяются в музыкальном спектакле на сюжетной основе.
Под руководством Ильи Рахлина Мюзик-Холл снискал славу не только в России, но и за рубежом. Гастролируя во Франции, Италии, США, Японии, Греции, Мексике, Австралии, Германии и многих других странах, коллектив театра получил всемирное признание.

Спектаклем Мюзик-Холла открывался серебряный (25–й по счету) сезон в знаменитом зале «Олимпия» в Париже. Первыми в новых концертных залах «Россия» в Москве и «Октябрьский» в Ленинграде на сцену выходили именно артисты ленинградского Мюзик-Холла.

В конце 1970-х годов здание бывшего кинотеатра «Великан» было передано возрожденному Мюзик-Холлу, и только в 1988 году театр принял своих первых зрителей.
С 1988 года Мюзик-Холл вновь занимает здание бывшего Оперного зала Народного дома.

В апреле 1987 года И.Я.Рахлин основал детскую студию, которая действует при Театре до сих пор.


1990 - 2013: Санкт-Петербургский государственный театр «Мюзик-Холл» сегодня

 

 

 


В августе 2013 года художественным руководителем театра был назначен известный музыкант, дирижер Фабио Мастранджело. В сентябре 2014 г. директором театра «Мюзик-Холл» стала Юлия Стрижак.


В октябре 2014 г. в Комитете по культуре Санкт-Петербурга на совместном заседании Коллегии Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Художественного совета по театрам была принята Концепция развития «Мюзик-Холла» до 2018 года. На Большой сцене театра поставлены мюзиклы «Мастер и Маргарита», «Весёлые ребята-2», «Онегин». Возобновлен детский репертуар, поставлены спектакли «Бременские музыканты», «Али Баба и 40 разбойников»,  «Приключения Вовки в 3Dевятом царстве», «Маугли». В связи с расширением детского репертуара Санкт-Петербургское отделение союза театральных деятелей России, которое  с 2001 года проводит фестиваль «Театры Санкт-Петербурга — детям», наградило театр «Мюзик-Холл» диплом фестиваля в номинации «За верность детскому репертуару и умение общаться с маленьким зрителем». В ноябре 2014г. на Малой сцене театра был поставлен музыкальный спектакль «Он, Она и кино». А в сентябре 2015 г. с большим успехом прошла премьера музыкальной мелодрамы «Опасные связи».

В апреле 2015 года при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга создан Камерный оркестр театра «Мюзик-Холл» «Северная симфониетта». Первый концерт оркестра состоялся 8 мая на Большой сцене театра. Концерт был посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне.  Впервые в истории театра «Мюзик-Холл» запущена продажа музыкальных абонементов на сезон 2015-2016 года. Это абонементы - «Чайковский. Известный и неизвестный» (5 концертов: цикл «Времена года», все сюиты для камерного оркестра), «Музыкальное путешествие с Фабио Мастранджело» (5 концертов, музыка Италии – 2 концерта, Австрии, Аргентины и Англии) и семейный абонемент «Музыка и Сказка», рассчитанный, в первую очередь, на детскую аудиторию. В концертах абонементов приняли участие такие известные музыканты, как пианист Николай Медведев, народный артист России Федор Добронравов, заслуженный артист РФ Михаил Морозов, артист театра и кино Андрей Носков. 

Летом 2015 г. театр «Мюзик-Холл» выступил основным организатором Санкт-Петербургского международного фестиваля «Опера - всем», который заслуженно пользуется любовью публики и ежегодно знакомит зрителей с шедеврами классической музыки. В рамках проекта были показаны оперы: «Мазепа» Чайковского (Петропавловская крепость»), «Турандот» Пуччини (перед зданием театра «Мюзик-Холл»), «Дон Жуан» Моцарта (Парадный плац  Екатерининского дворца Царского Села») и «Любовный напиток» Доницетти (Елагин остров). Спектакли фестиваля посетило  порядка 15 тысяч человек. Вход на все спектакли фестиваля был свободным.

1 июня 2016 года при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга оркестр был расширен до симфонического и обрел новое название «Северная симфония».